ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ                                                                  УТВЕРЖДЕНО

приказом директора                                                                решением Совета школы  

от 02.09.10 № 62                                                                      протокол от 01.09.10 № 4                                  

М.П. ________ И.Н.Михайлов

 

Муниципальное образовательное учреждение

Стеженская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

403256,  хутор Стеженский Алексеевский район Волгоградская область, (84446) 36649

 Программа

Развития МОУ

Стеженской СОШ

до 2013 года

 Х. Стеженский

2010 год

  СОДЕРЖАНИЕ

 

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

1.1 . Информационная справка о школе

1.2  Анализ состояния  образования в МОУ Стеженской СОШ

1.2.1 Характеристика позитивных достижений школы. ……………

1.2.2 Характеристика затруднений и нерешенных проблем. ...........

1.2.3 Характеристика требований социума.  ……………………..

 

2.  КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

3. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4. 1. План-график внедрения инновационных образовательных программ.

4.   КОНТРОЛЬНО – ЭКСПЕРТНАЯ ЧАСТЬ.

4.1. Критерии и показатели оценки эффективности  реализации  программы  развития. ………………………………………………………..

4.2.Планирование содержания и форм контроля. ……………………

4.2.1.Основное содержание внутришкольного контроля. ………….

 

5.  ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ. ……………….

  Документы, лежащие в основе разработки образовательной программы школы:

 

  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Государственные образовательные стандарты;
  • Закон  РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
  • Устав школы;
  • Локальные акты школы;
  • Районная программа развития образования.

 

Программа

  • ежегодно корректируется и дополняется по ходу реализации;
  • предусматривает анализ результатов с учетом изменений в образовательном  процессе;
  • является одним из главных документов, определяющих действия педагогического коллектива на данный период.
  •  

 

Этапы и сроки реализации программы.

       Образовательная программа развития рассчитана на 5 лет и реализуется поэтапно:

 

Подготовительный этап Программы (2010-2011 учебный год).

Практический этап  Программы (2011-2012 учебные годы).

Аналитический этап Программы (2012-2013 учебный год).

 

 

  1. 1.     Аналитическая часть

1.1. Информационная справка о школе

  •  Школа  ведёт свою историю с  1957 года. В 1988 году она была преобразована из восьмилетней в среднюю. В настоящее время  имеет право осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии  Серия А №326368  от2010 г. и свидетельства о государственной аккредитации ГА 015406  от2011  года.
  • Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение.
  • Тип -  общеобразовательное учреждение.
  • Вид – средняя общеобразовательная школа.

 Организационно-педагогические условия школы.

 

       МОУ Стеженская средняя общеобразовательная школа официально зарегистрировано как государственное общеобразовательное учреждение.

Обучение ведется в 1 смену. Скомплектовано 11 класса, в среднем по 7 учащихся. Имеется библиотека, компьютерный класс, спортивный и актовый залы. Столовая расположена в отдельном здании. Школа работает по 5-дневной учебной неделе. Продолжительность уроков – 40 минут.

- Достигнута успеваемость – 100% и качество знаний- 43%. Введены новые дисциплины: иностранный язык со 2 класса, информатика с 8 класса, и обществознание с 6 класса.

- Организована работа 10 кружков и 1 спортивной секции.

       В течение периода с 2009 по 2010 год велась работа по выявленной проблеме формирования устойчивых познавательных интересов и нравственного поведения учащихся.

Получены следующие результаты:

- достигнута 100%-ная успеваемость на всех ступенях обучения на протяжении последних трех лет;

- качество знаний составляет 43%;

- разработана система воспитательной работы;

- работают 3 М/О учителей (начальные классы, естественно-математического цикла, гуманитарно-филологического цикла), 1 М/О классных руководителей;

- школа является базовой в районе по организации экологического воспитания.

       В рамках Концепции модернизации российского образования  педагоги используют образовательные технологии: личностно-ориентированного образования, проектную, здоровьесберегающую, информационную.

       В настоящее время Концепция развития школы строится на основе современных задач педагогики и творческого потенциала педагогического коллектива школы.

      Образовательный процесс строится на основе базового образования, определяемого базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации с учётом школьного компонента.

      

Характеристика окружающего социума.

       МОУ Стеженская СОШ находится на расстоянии 4 км от районного центра. Школа расположена в х. Стеженском, насчитывающем 723 жителя. МОУ Стеженскую СОШ посещают учащиеся из 4 хуторов.

       Население занято:

 Производительным трудом -

20 %

 

пенсионеры -

42%

 

безработные

30%

 

инвалиды -

8%

 

Неработающее население занято в личном подсобном хозяйстве и получают различные социальные пособия.

       Образовательный уровень населения:

11 %  имеет высшее образование;

40% - среднее специальное;

48 семьи имеет детей школьного возраста. Большинство семей относится к разряду малообеспеченных.

       В данном микросоциуме имеется ряд факторов, влияющих на развитие личности:

* социальная дезадаптация части родителей (безработица, пьянство)

* низкий уровень благосостояния населения,

* отсутствие возможности организовать содержательный досуг,

* педагогическая безграмотность родителей, и как следствие этого – безответственное отношение родителей к воспитанию детей.

       В микросоциуме очень мало возможностей для развития творческих способностей детей и только образовательное учреждение создает потенциальные условия для этого.

       Основные факторы социума, влияющие на работу школы:

- увеличение числа неблагополучных семей;

- старение населения села;

- уменьшение интеллектуального и культурного потенциала села.

 

Прогноз на будущее х. Стеженский.

       В ближайшее время будут нарастать тенденции:

1. Улучшение материально-технической базы школы.

2. Увеличение числа  детей школьного возраста.

3. Кризисные явления в социально-экономическом развитии села могут привести к негативным результатам в образовании и воспитании детей.

 

Субъекты и источники социального заказа школы.

       Реальными субъектами социального заказа в образовательном учреждении являются родители учащихся.   

 Задачи школы:

  • обеспечить соответствие между возможностями школы  и содержанием государственного и социального заказов;
  • сделать акцент на формирование личности школьника,
  • использовать современные образовательные технологии с учетом культурно-исторических особенностей региона.

 

1.2.         Анализ состояния образования в МОУ Стеженской СОШ

  1. 1.      2. 1. Характеристика позитивных  достижений школы.

Количественный состав учащихся

 

Учебный год

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Итого

2010 - 2011

32

28

10

70

2011 – 2012

31

24

5

61

2012 - 2013

24

33

5

62

      

 Уровень образовательной подготовки учащихся по школе

 

 2010– 2011 учебный год.

Класс

Всего учащегося

Отметка

% качества знаний

% успеваемости

«5»

«4» и «5»

«2»

2

7

 

4

---

57 %

100%

3

10

1

2

---

30 %

100%

4

4

---

3

---

75%

100%

5

5

 

1

---

20 %

100%

6

4

 

1

---

25 %

100%

7

13

1

4

---

38,5%

100%

8

2

 

-

---

 

100%

9

7

 

5

---

71%

100%

10

6

 

5

---

83%

100%

11

2

---

2

---

100%

100%

Успеваемость – 100%. Качество знаний – 45%.

 

 

2011 – 2012 учебный год.

Класс

Всего учащегося

Отметка

% качества знаний

% успеваемости

«5»

«4» и «5»

«2»

2

3

-

1

---

33%

100%

3

7

1

3

---

57%

100%

4

10

1

3

---

40%

100%

5

4

--

3

---

75%

---

6

4

-

1

---

25%

100%

7

6

-

1

---

17 %

100%

8

13

-

3

---

23%

100%

9

2

-

-

---

--

100%

10

6

-

5

---

83%

100%

11

5

-

4

---

80%

100%

Успеваемость – 100%. Качество знаний – 41%.

 В течение последних трех лет в школе нет второгодников.

 Выводы: из представленных данных таблиц  объективно следует:

  • 100%-ная обученность учащихся на всех ступенях;
  • Высокий показатель качества знаний  на I ступени обучения;
  • Снижение показателя качества знаний на II ступени обучения, что объясняется следствием несформированного познавательного интереса  учащихся, низкой учебной мотивацией, на которую влияют факторы социума;
  • Резкое увеличение показателя качества знаний на III ступени обучения, что объясняется повышением уровня мотивации и готовности к самоопределению и профессиональному выбору.

 Итоговая аттестация учащихся

Результаты обязательных письменных экзаменов в ходе итоговой аттестации за курс основной средней школы.

 

Предмет

2010-2011 уч.г.

 2011-2012 уч.г.

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

71%

100%

-

100%

Алгебра

71%

100%

50%

100%

 

Итоговая аттестация учащихся за курс средней (полной) общеобразовательной школы.

Результаты обязательных письменных экзаменов.

предмет

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

Качество знаний

успеваемость

Качество знаний

успеваемость

Русский язык

100%

100%

20%

100%

алгебра

--

100%

40%

100%

 

 Результаты участия выпускников в ЕГЭ

за последние два года:

 

 

Предмет

2009-2010 уч.г.

2010-2011

Количество

учащихся

Успев. %

Количество

учащихся

Успев. %

Математика

1

100%

7

100%

Русский язык

1

100%

7

100%

Биология

 

 

3

100%

История

1

100%

1

100%

Химия

 

 

2

100%

обществознание

1

100%

3

100%

 Поступление выпускников в ВУЗы И ССУЗы.

Куда поступили

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

2010-2011уч. год

Всего выпускников

18

6

13

Поступили в ВУЗы

3

1

6

Поступили в ССУЗы

8

2

5

 Дополнительное образование является неотъемлемой частью развития обучающихся, формирует культуру жизненного определения.

    Обучающийся может выбрать такое дело, которое в наибольшей мере соответствует его интересам и потребностям.

     Школа работает по следующим направлениям:

Познавательное направление:

  • Кружок «Математика»;
  • Кружок  «Информатика»;
  • Кружок «Русский язык»;
  • Кружок «Правоведение»

Экологическое направление:

  • Кружок «Экология»;
  • Кружок «Мой аквариум»;
  • Кружок «Химия вокруг нас»

Культурно-эстетическое направление:

  • Кружок «Основы православной культуры»;
  • Кружок «Мой родной край»;
  • Кружок «ИЗО»;

Спортивно-оздоровительное направление:

  • Спортивная секция по легкой атлетике;
  • Кружок «Стрелковый».

 

Традиции школы

  • День знаний;
  • День Здоровья;
  • День учителя;
  • Выставка букетов;
  • Дни профилактики травматизма;
  • Месячник безопасности;
  • Месячник «Внимание, дети!»;
  • Рождественские встречи;
  • Масленица;
  • Конкурс «А ну –ка, парни»;
  • Конкурс «Весенние встречи»;
  • Праздник «Верные друзья»;
  • Интегрированные  предметные и межпредметные недели;
  • День птиц;
  • День самоуправления;
  • Месячник героико-патриотического воспитания;
  • Смотр-конкурс «Осенний бал»;
  • Конкурс «Безопасное колесо»;
  • КВН;
  • Экскурсии и походы по родному краю;
  • Спортивные соревнования по волейболу, легкой атлетике;
  • Пасхальная ярмарка;
  • Месячник по профилактике наркомании и СПИДа.

Работа с кадрами

 

       МОУ Стеженская СОШ обладает достаточными кадровыми ресурсами для функционирования и развития.

       Работа педагогического коллектива направлена на повышение профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагогов, достижение результатов образования, воспитания, развития обучающихся, создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса путём введения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий и разработок.

        Кадровое обеспечение школы:

Обеспеченность педагогическими кадрами – 100%.

 Характеристика  педагогических кадров

 Сведения о педагогах, работающих в школе:

а) по уровню образования:

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

Учителя начальных классов

2

 

 

 

Учителя II и III ступени обучения

11

 

1

 

 

б) по стажу работы

 

1-3 года

4-10 лет

11-20 лет

21-30 лет

свыше 30 лет

 

2

4

5

3

 

в) по квалификационным категориям

 

Работники с высшей категорией

С I квалификационной категорией

Со II квалификационной категорией

2

10

-

 

г) количество работников, имеющих отличия:

Почетный работник народного образования РФ.

Медаль за трудовое отличие

Отличник физической культуры и спорта

Грамота министерства науки и образования РФ

всего

1

1

1

2

4

 

       Педагогический коллектив объединяет 16 учителя. Возрастной состав педагогов оптимальный.  Средний возраст педагогических работников – 43 год. Молодых специалистов нет. 3 педагога пенсионного возраста.

 

       Директор школы Михайлов Иван Николаевич награжден Знаком «Почетный работник народного образования РФ».

       Почетное звание «Ветеран труда» имеют 4 педагога.

       Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Вакансий нет

 

 

 

Достижения в педагогической деятельности.

 

       Пройдя 1-й аналитический этап Программы развития (2010-2011 учебный год), педагогический коллектив осуществил следующую работу:

- аналитико-диагностическую деятельность средствами педагогического мониторинга;

- поиск и коррекцию инновационных технологий, форм, методов и способов обучения и воспитания на основе личностно-ориентированного подхода;

- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

- определение стратегии и тактики деятельности.

       В 2011-2012 и 2012-2013 годах педагогический коллектив находится на 2-ом практическом этапе реализации Программы развития, в ходе которого осуществляется:

- овладение всеми участниками педагогического процесса инновационными педагогическими технологиями обучения и воспитания через систему семинаров и педсоветов, в процессе работы в составе методических объединений, обеспечивающие ученику развитие устойчивого познавательного интереса и нравственного поведения;

- создание комфортных условий для успешной работы каждого ученика и учителя путем предупреждения конфликтов, текучести кадров;

- создание в школе атмосферы творческого поиска, в среде учащихся и учителей и их способности к самообразованию;

-ознакомление родителей учащихся с направлениями педагогического Поиска, развитие педагогического сотрудничества со школой;

- выявление возможностей и установление взаимодействия с социальными и общественными структурами для наиболее полного выполнения Программы развития школы;

-мониторинг образовательных и воспитательных процессов с целью обеспечения оптимального режима выполнения программы.

 

       По истечении двух лет работы над Программой в школе произошли позитивные изменения.

  • Повысился уровень познавательного интереса учащихся, улучшилось проявление нравственных  качеств их личности.
  • Повышается  уровень профессионального мастерства. Этот процесс неуклонно усиливается: в следующем учебном году еще два педагога проявили готовность аттестоваться на первую квалификационную категорию: учитель математики, учитель химии.

   Около 80% учителей школы используют современные педагогические технологии      

развития познавательной самостоятельности школьников.

 

 Успешно решались задачи по укреплению и развитию материально- технической базы :

 

1)  оборудован компьютерный класс;

2) пополняется библиотечный фонд;

3) приобретена видео- и аудио- аппаратура;

4) закуплено спортивное и туристическое оборудование;

5) обновлялась мебель в учебных кабинетах;

6) попечительский совет оказывал материальную поддержку школе.

 

1.2.2.  Характеристика затруднений и нерешенных проблем.

 

Факторы, препятствующие полноценному усвоению детьми

государственных образовательных стандартов

*            Преобладание рыночных отношений над духовными интересами.

  • Некомпетентность родителей в оказании детям психолого-педагогической поддержки.
  • Неготовность обучающихся к решению собственных внутриличностных и 

            межличностных проблем.

  • Несформированность умения учащихся к самоорганизации и самореализации.
  • Снижение познавательной активности и работоспособности по мере взросления.

 

Неразвитость материально-технической базы.

 

  • Недостаточный объем спортивного зала.
  • Совмещение актового зала с учительской.
  • Наличие устаревшего спортивного инвентаря. 
  • Отсутствие хорошей связи в сети Интернета.
  • Неукомплектованность библиотечного фонда школьной библиотеки учебной, методической, научно-популярной и художественной литературой.

 

В школе работает методический совет;

 методические объединения учителей-предметников:

- начальных классов;

-естественно-математического цикла;

- гуманитарно-филологического цикла;

- классных руководителей.      

   По стажу работы коллектив опытных педагогов, что является хорошей основой для создания  коллективных традиций и творческой работы.

     Повышение квалификации педагогов и руководящего состава школы является традиционной и неотъемлемой частью функционирования системы работы с кадрами:

  • развитие внутришкольной системы повышения квалификации (работа внутри методического объединения, участие в семинарах и совершенствование по индивидуальным планам самообразования);
  • систематическое (1 раз в 5 лет) повышение квалификации  руководящего состава;
  • обучение педагогов и руководителей инновационным программам.

 

 

Педагоги

Темы исследований

Михайлов И. Н., директор школы

Интерактивные технологии на уроках физики.

Харламова Н. Г. зам. директора по учебной работе

 

 Уровневая дифференциация при изучении предметов общественного цикла.

Диагностические основы планирования методической работы в школе.

Колоскова Е. В. зам. директора по воспитательной работе

Личностно-ценностный подход в современном воспитании: традиции, проблемы, перспективы.

Мордвинцева Н. Н. учитель русского языка и литературы

Формирование у учащихся прочных орфографических навыков грамотного письма.

Михайлова Л. Н. учитель русского языка и литературы

Тестовые задания и методика их проведения на уроках русского языка и литературы.

Закачурина Л. В. ., учитель немецкого языка

Индивидуально-дифференцированное обучение на уроках немецкого языка.

Селиванова Т. И. учитель географии и биологии

Системность и развитие творческих способностей учащихся на уроках географии и биологии.

Парамонова М. А. учитель математики

Нестандартные уроки математики.

Скорикова Г. С. учитель математики

Блочные технологии обучения алгебре и началам анализа

Солдатов А. В. учитель технологии ОБЖ

Использование новых педагогических технологий на уроках ОБЖ.

Пудовкина С. И. учитель начальных классов

Особенности развивающего обучения в начальных классах.

Солдатова Т. Г. учитель начальных классов

Личностно-ориентированный подход обучения при работе с учащимися 1-4 классов.

Иванов В. А. воспитатель ГПД

Индивидуальный подход обучения со слабо успевающими учениками.

Мордвинцев А. В. учитель физической культуры.

Использование коллективных способов обучения на уроках физической культуры.

Бриш Г. В. учитель музыки.

Проектный метод на уроках музыки.

 

Педагогический совет является высшим коллегиальным органом школы.

Педагогический коллектив определил наиболее актуальные направления работы:

  • «Деятельность учителей по использованию современных образовательных технологий обучения, воспитания и развития школьников»;
  • «Значение индивидуального подхода в обучении учащихся для развития их интеллектуальных и творческих способностей»;
  •  «Совершенствование системы дополнительного образования с целью успешного решения проблемы активного обучения, нравственного воспитания учащихся»;
  • «Преемственность обучения, её практическая реализация  и значение для будущих  образовательных устремлений»;

 

 Методическая работа.

 

Методическая работа в школе организована как целостная система. Формами методической работы являются:

  • Тематические педагогические советы;
  • Заседания методического совета;
  • Работа методических объединений учителей- предметников;
  • Работа учителей над темами самообразования;
  • Проведение открытых уроков и их анализ;
  • Взаимопосещение уроков и их анализ;
  • Проведение предметных интегрированных недель;
  • Индивидуальные беседы по организации и проведения уроков;
  • Аттестация кадров.

СХЕМА

методической работы в школе

 

 

        Методическая работа в школе основана на достижениях науки и передового педагогического опыта. Система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом.  Традиционной формой коллективной творческой работы являются методические объединения. Задача руководителей методических объединений – организовать работу так, чтобы содержание определялось потребностями  учителей.

      Ежегодно проводятся 4 предварительных педагогических совета  по итогам четвертей и полугодий, 3 тематических педагогических совета.

Формы проведения педагогических советов самые разнообразные:

  • Педсовет - «Круглый стол»;  
  • Педсовет -ролевая игра; 
  • Педсовет-конференция; 
  • Педсовет-практикум; 
  • Педсовет консилиум. 

Подготовка к педсовету включает:

  • психолого-педагогические семинары; 
  • анкетирование учителей, учеников, родителей по темам  педагогических советов; 
  • мониторинг  учебной, методической, воспитательной деятельности педагогов; 
  • составление диаграмм, графиков и схем, наглядно показывающих результаты анкетирования и диагностики. 

Методический совет школы

Состав методического совета:

  • Директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе;
    • Руководители МО учителей – предметников;  
    • Руководители МО классных руководителей. 

Функции методического совета:

  • координирует методическую работу школы;
  • является главным консультативным органом для педагогов  школы;
  • содействует повышению квалификации педагогических работников;
  • обеспечивает условия для организации, осуществления и оценки инновационной деятельности участников образовательного процесса;
  • планирует и организует диагностические и мониторинговые исследования.

Методические объединения учителей и классных руководителей

Цели работы МО:

  1. Создание условий для творческой работы учителей в обеспечении  единой воспитательно-образовательной среды;
  2. Практическое решение проблем межпредметных связей.

Задачи работы МО:

  1. Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся;
  2. Выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
  3.  Способствовать освоению и внедрению современных педагогических технологий и методик;
  4. Создавать условия для самообразования учителя.

Содержание деятельности МО:

  1. Диагностика затруднений педагогов;
  2. Выбор форм повышения квалификации;
  3. Разработка основных направлений и форм  активизации познавательной, опытно-экспериментальной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;
  4. Изучение, обобщение и пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта;
  5. Организация мониторинга эффективности деятельности членов МО;

Подведение итогов методической работы в школе:

  1. Творческий отчёт учителя.
  2. Фестиваль методических идей и педагогического  творчества.
  3. Смотр учебных кабинетов.
  4. Аттестация учителей.

Из вышеизложенного следует, что методическая служба  школы продолжит работу по следующим направлениям:

  1.  
    • Создание условий для формирования профессиональной компетентности педагога, включающей в себя общие педагогические и специальные умения; 
    • Продолжение работы по освоению технологий, направленных на уменьшение доли фронтальной репродуктивной деятельности учащихся; 
    • Создании условий для обеспечения дифференциаций и индивидуализации обучения как условия построения траектории развития каждого обучающегося; 
    • Формирование общеучебных  умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания при обучении школьников. 

 

1.2.3. Характеристика требований социума.

Современная социокультурная ситуация предъявляет требования к:

  • педагогу, который должен быть не только специалистом в преподавании учебного предмета, но и уметь работать с личностью ребенка, поднимаясь на философский, рефлексивный, исследовательский и технологический уровень, обеспечивая учащегося необходимыми знаниями в различных областях права и  жизни общества;
  • ученику, обладающему не только эрудицией, но и высоким уровнем сформированности личностного начала, способного брать ответственность за свое образование и духовно-нравственное развитие, максимально раскрывать свой творческий потенциал, не просто приспосабливаясь к изменчивым реа­лиям социума, а активно участвуя в позитивном преобразовании общества;
  • содержанию образования, которое не должно ограничиваться предмет­ной областью, а включать ценностно-смысловые, личностно-диалогические компоненты, элементы гражданского образования;
  • технологиям обучения и воспитания, которые ориентированы на субъект-субъектные отношения, на диалогическое взаимодействие, которые предусматривают активное включение детей в процесс целеполагания, отбора содержания образования и экспертизу своих результатов;
  • результатам образования, не ограничивающимся знаниями и умения­ми по предмету, а проявляются в сформированности личностных функций, гражданской активности;
  • условиям жизнедеятельности в школе, способствующим наиболее полной реализации творческих и личностных способностей, удовлетворению индивидуальных интересов и способствующих профессиональному самооп­ределению ребенка.

Сегодня в нашем обществе признается необходимость компетентностного подхода в образовании, нацеленного на формирование различных социальных практик, необходимых личности. Главный результат образования - это готов­ность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие об­щества. Изменения, происходящие на нашей планете, в обществе, требуют от че­ловека нового мышления, умений взаимодействовать и уживаться с преобра­зованным миром, требуют иного понимания своей роли в этом мире, новых компетенций, связанных прежде всего с деятельностью в условиях множествен­ности субъективной реальности. Таким образом, со всей очевидностью встает проблема гражданско-правового становления личности, которое возможно в услови­ях гуманитарного образования.

 2. Концептуальная часть.

 

2.1.Целевая линия развития школы:

  • обеспечение участия всех участников образовательного процесса в инновационных процессах;
  • перевод школы из режима функционирования в режим развития, обеспечивающий ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельности, конкурентоспособности;
  • формирование диалогического опыта личности как способа его духовно-нравственного становления.

 

Здоровьесберегающая линия:

  • создание условий для формирования ценностного отношения к здоровью;
  • обеспечение доступности, заинтересованности, занимательности, комфортности, динамичности;
  • использование здоровьесберегающей технологии, снижающей психо - физиологические нагрузки;
  • уменьшение хронической усталости учащихся и педагогов, возникающей в условиях гиподинамии;
  • обеспечение соблюдения санитарных правил и норм, охраны труда и техники безопасности участников образовательного и воспитательного процессов.

 Линия развития личности:

  • создание условий для развития критико-рефлексивного мышления как основы для формирования социально значимых компетентностей;
  • обеспечение оптимального уровня образования, мотивации к продолжению образования;
  • обеспечение гуманизации условий для развития личности;
  • формирование нравственной и активной личности путем развития творческих способностей на основе равных и разнообразных образовательных услуг;
  • развитие диалогической компетенции учителей и учащихся;
  • поддержание и расширение школьных традиций;
  • создание атмосферы сотрудничества между всеми звеньями школьного пространства.

 

Образовательная линия:

       В качестве главного результата в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

       Важной целью образования становится, в частности развитие у учащихся способности к самоорганизации и саморазвитию. В стратегии модернизации образования подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не  система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, информационной, организационной, оценочной и прочих сферах. От привычного ЗУНовского намечен переход к компетентностному подходу в образовании. Понятие компетентности включает в себя не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (знания, умения), систему ценностных ориентаций, привычек и т.д. Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной среды, в которой находится ученик.

       Проблема отбора базовых (ключевых) компетентностей является центральной для обновления содержания образования.

Образовательная линия обеспечивает:

 

  • равномерное сочетание групповой, парной, игровой, деятельности;
  • формирование навыков анализа информации, самообучения, ответственного выбора и ответственной деятельности;
  • создание ситуации успеха.
  • представление широкого спектра учебных предметов, в полной мере удовлетворяющих запросы обучающихся.

Линия социально-личностного развития.

       Воспитание личности, обладающей эмпатией и толерантностью как предпосылками будущей успешной социализации, а также  характеризующейся следующими качествами:

  • искренность, отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность;
  • любопытство и любознательность;
  • вовлечение окружающих (родителей и друзей) в собственную интеллектуальную жизнь;
  • склонность делиться информацией об услышанном, увиденном, прочитанном;
  • умение слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, работать вместе (состояние диалога) – заинтересованность в общем успехе.

Первоочередные меры по реализации задач развития школы.

  1. Создание модели школьного мониторинга по направлениям.
  2. Освоение педагогами технологий обучения по групповым образовательным маршрутам (блочно-модульной, проектной, информационной).
  3. Расширение сети дополнительного образования.
  4. Построение модели выпускника школы – нравственной личности, готовой к самовоспитанию и самореализации.
  5. Создание телекоммуникационного доступа к информационным образовательным ресурсам в условиях существующего финансирования.
  6. Обеспечение организационных условий для возникновения целостной саморазвивающейся образовательной системы, деятельность которой основана на диалогическом распределении ответственности и полномочий.

 

  1. 3.      Прогностическая часть

Задачи:

  1. Разработать механизмы диагностирования:
  • Самообразовательных умений учащихся;
  • Развития мышления;
  • Профессиональных предпочтений;
  • Уровня коммуникативной культуры, толерантности, мотивации, познавательного интереса;

Основные задачи развития школы по годам.

 

 

  1. Разработать модель мониторинга по основным направлениям деятельности школы для улучшения системы управления образовательным и воспитательным процессами.
  2. Внедрять активные формы обучения для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся с учетом их индивидуальных способностей и предпочтений.
  3. Разработать внутришкольную систему повышения квалификации педагогов обеспечивая их участие в работе методических объединений, семинаров-практикумов, по индивидуальным планам самообразования, а также через систему курсовой подготовки.
  4. Разработать систему работы с родителями учащихся в целях социализации и всестороннего развития личности. Организовать работу Попечительского совета.
  5. Создать условия для формирования внутришкольного банка педагогического опыта.

 Задачи на 2010-2011 учебный год.

 

  1. Разработать комплекс методов диагностики управления для обеспечения оптимального развития школы.
  2. Апробировать и использовать в учебно-воспитательном процессе современные технологии и методики. Обеспечивать преемственность на всех этапах обучения.
  3. Ввести в практику работы педагогов рефлексивную методику обучения и воспитания учащихся.
  4. Обеспечить социальную и психолого-педагогическую поддержку личности обучающихся в процессе развития.
  5. Создавать систему личностно-ориентированного образования школьников.
  6. Найти новые подходы к созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового образа жизни.

 Задачи на 2011-2012 учебный год.

 

  1. Разработать и ввести в действие новый учебный  план, основанный на построении индивидуализированной образовательной траектории, способствующий активизации их самостоятельной познавательной деятельности.
  2. Укреплять ресурсную базу школы с целью обеспечения при поддержке Попечительского совета.
  3. Развивать органы ученического самоуправления. Разработать механизм выбора президента и правительства детской организации школы на демократической основе.
  4. Обеспечивать условия для успешного взаимодействия школы и семьи в целях социализации и всестороннего развития личности учащихся.
  5. Организовать серию диалоговых встреч с представителями органов правопорядка с предварительным сбором ключевых вопросов для диалога.

Задачи на 2012-2013 учебный год.

 

  1. Расширять содержание образования через активизацию познавательной деятельности с помощью, кружков, интеллектуальных игр, конкурсов и т.д.
  2. Внедрять накопительную систему оценки учебных достижений школьника (портфолио).
  3. Составить перспективный план организации опытно-экспериментальной и проектной деятельности учителей и учащихся.
  4. Организовать работу методических объединений учителей на основе проблемно-ориентированного подхода.

 

  1. Осуществить аналитическую оценку достижений участников образовательного процесса.
    1. Оценить эффективность  принятой Программой     развития деятельности педагогического коллектива .
  1. Дать оценку качества воспитательной деятельности школы, заданного Программой развития.

 Мотивация деятельности педагогического коллектива

по реализации комплексно-целевой Программы развития школы.

 

  • разработка способов стимулирования деятельности педагогов по организации в школе инновационных процессов;
  • создание условий для профессионального совершенствования педагогов;
  • создание плана ресурсного обеспечения (информационного, кадрового, научно-методического, материального, правового) образовательной деятельности школы.

 Создание личностно ориентированного педагогического пространства.

 

  • поэтапные шаги в реализации «Я – концепции» учащегося;
  • диагностика состояния эмоциональной сферы учащегося на уроке, во внеурочной деятельности;
  • диагностика динамики развития отдельных свойств и сторон личности;
  • создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (детская организация, кружки, секции, система самоуправления);
  • совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса «Ученик – родитель – учитель»;
  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни.

 Ресурсы, необходимые для реализации программы развития

Кадровые.

 Творческий потенциал педагогов, их профессиональная компетенция личностные качества, интерес к новому, желание самосовершенствоваться  позволяет  школе  решать поставленные задачи.

     Но для реализации программы развития необходим обучить педагогов школы технологиям внедрения ИКТ в образовательный и воспитательный процесс,  организовать обучение  учителей  начальной школы  по внедрению новых учебно  - методических комплектов: «Гармония», «Начальная школа: «XXI век»,   учителей  основной и средней школы обучение по овладению современными образовательными технологиями:  (технологии поддерживающего обучения, развивающего обучения, личностно - ориентированного обучения  и др.)                                                                 

Нормативно-правовые.

     Для выполнения задач  программы развития   необходимо провести ревизию нормативно – правовой документации школы, систематизировать и дополнить её по различным аспектам школьной жизни: организация образовательного процесса, общественное управление школой, права и обязанности участников образовательного процесса и др.

Научно – методические.

    Необходимыми научно-методическими ресурсами являются:

-         приобретение  программного и методического обеспечения: УМК для интегрированных курсов по формированию гражданских компетенций, методических материалов для проведения активных форм учебных занятий;

-         -совершенствование деятельности предметных методических объединений  школы;

-         организация семинаров и мастер - классов, методические и дидактические разработки учителей;

-         обобщение опыта работы учителей не только в форме технологического описания, но и  в виде создания видеотеки, мультимедийных презентаций;

-           увеличение       информационных  ресурсов на электронных носителях, создание  медиотеки, использование образовательных ресурсов Интернет;

-          систематическое  обучение педагогов школы на курсах повышения квалификации ФППК и ППРО  ВГПУ,   ВГИПК и ПРО.  

 

Материально-технические.

Для повышения качества образования необходима модернизация материально – технической базы школы:

-    приобретение компьютерной и оргтехники;

-         приобретение программного обеспечения для внедрения электронного документооборота   и  формирования информационной среды школы;

-         приобретение лабораторного оборудования  и наглядных пособий для учебных кабинетов.

Организационная структура управления школой.    

-         внедрение механизмов государственно – общественного  управления школой;

-         внедрение механизмов, способствующих достижению экономической самостоятельности;

-         внедрение новых информационных технологий в  процесс управления школой;

 

План-график внедрения инноваций в практику МОУ Стеженской СОШ.

1. Обновление содержания образования, внедрение новых образовательных технологий.,

2. Внедрение современных УМК в начальной школе;

    2.1 .УМК «Начальная школа. XXI век»

    

  1. Повышение правовой грамотности и формирование социальной активности учащихся.
  2. Внедрение информационно - коммуникационных технологий в образовательное пространство МОУСтеженской СОШ.
  3. Совершенствование системы управления и финансирования ОУ.

 

                
ЧАСТЬ 4.  КОНТРОЛЬНО – ЭКСПЕРТНАЯ

Критерии оценки

Показатели оценки эффективности

реализации программы развития

1. Внедрение механизмов государственно - общественного управления школой.

1.1. Создание совета школы, обеспечивающего:

- увеличение доли внебюджетных поступлений в фонд развития школы;

- участие родителей в мониторинге состояния и развития школы;

- развитие дополнительного образования детей;

 

2. Повышение правовой грамотности и социальной активности учащихся.

2.1. Включение в учебный план специальных интегрированных курсов, способствующих формированию гражданских компетенций.

2.2. Создание и разработка системы  школьных проектов.

2.3. Сформированность гражданской культуры учащихся.

2.4.Состояние преступности и правонарушений среди несовершеннолетних- обучающихся школы.

2.5. Социальная  активность и успешность учащихся и выпускников.

3. Повышение качества школьного образования.

3.1. Работа по выравниванию стартовых возможностей учащихся, поступивших в 1-й класс;

3.2. Соответствие качества образования требованиям государственного стандарта общего образования на каждой из ступеней образования (по данным независимой экспертизы, аттестации образовательного учреждения, результатам итоговой аттестации выпускников, включая ЕГЭ);

3.3.Повышение фунциональной грамотности выпускников школы: рост уровня грамотности  чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся;

3.4.Улучшение социальной ориентации и конкурентоспособности выпускников школы на рынке образовательных услуг (продолжение образования , трудоустройство выпускников и т.п.).

4. Эффективность внедрения современных УМК, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.

4.1.Увеличение процента педагогов, использующих:

- традиционные технологии обучения;

- новые педагогические технологии

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии.

4.2. Эффективность используемых педагогических технологий (выявляется по результатам деятельности школы)

- процента успеваемости учащихся по школе, ступеням обучения; по предметам и учителям;

- соответствие уровня обученности учащихся уровню обучаемости;

- результативность участия в олимпиадах, творческих конкурсах;

- динамика показателей здоровья учащихся;

- процент педагогов, ведущих инновационную  работу по выявлению эффективности применяемых педагогических, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы.

5. Внедрение современных информационно – коммуникационных технологий в образовательное пространство школы.

5.1.Организация преподавания информатики и ИКТ.

5.2. Использование  ИКТ в образовательном процессе.

5.3.  Использование  ИКТ во внеурочное время.

5.4. Использование  ИКТ в опытно – экспериментальной работе.

6. Внедрение механизмов, способствующих достижению школой экономической самостоятельности.

6.1. Улучшение финансовой обеспеченности функционирования и развития школы.

6.2. Развитие инновационного потенциала образовательного  учреждения за счет участия в конкурсах, грантах, инновационных программах и проектах.

6.3. Расширение взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей, с другими общеобразовательными учреждениями, с  учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

 

4.      1. Внутришкольный контроль

 

Внутришкольный контроль носит системный характер, мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам.

Мониторинг включает в себя проверку и оценку количественного сопоставления полученных результатов, определения качественных особенностей обученности учащихся.

Работа по совершенствованию мониторинга ведётся по следующим направлениям:

  • Собеседование с кадрами по составлению тематического планирования.
  • Диагностика контрольных работ в 5-х и 10-х классах. В результате проверки установлено, что в основном учащиеся осваивают программы начальной и основной школы. Анализ контрольных работ позволяет спланировать индивидуальные занятия с учащимися.
  • Особый блок занимает контроль за результатами обучения детей, испытывающих трудности в учёбе.
  • В школе сложилась система промежуточного контроля, которая включает:
  • Административные контрольные работы;
  • Срезы знаний по предметам.
  • Посещение уроков носит дифференцированный характер. Их цель:
  • Анализ эффективности методических приёмов;
  • Работа с учащимися высокого и низкого уровня.

На диагностической основе определяется  поуровневая методическая подготовка. Особое внимание уделяется «группе становления» (учителя, кто испытывает затруднения и нуждается в постоянной помощи). 

Контроль за учебной деятельностью как учителя так и ученика:

  • Классно-обобщающий контроль даёт широкие возможности увидеть класс изнутри, вовремя  внести необходимые коррективы в содержание образования и формы контроля.

В целом следует отметить, что внутришкольный контроль осуществляется ежегодно по всем направления и является  действенной формой мониторинга и диагностики 

 

 

ЧАСТЬ 5. ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

 

Муниципального образовательного учреждения Стеженской средней общеобразовательной школы

Алексеевского  муниципального района Волгоградской области

 

(наименование образовательного учреждения)

 

2010 год

 

Основные направления реализации программы

Мероприятия в рамках программы развития, требующие финансовых инвестиций

Планируемый объем расходов, тыс. руб.

Источники финансирования

 

Обновление содержание образования, внедрение новых образовательных технологий

Приобретение лабораторного оборудования для начальной школы

50000 руб.

Бюджет.

 

Приобретение методических материалов для проведения активных форм учебных занятий.

15000 руб.

Участие в проектах, грантовых конкурсах

 

Повышение квалификации учителей, проведение семинаров и конференций

5000 руб.

Бюджет.

 

Повышение правовой грамотности

Создание информационной базы данных (виде и медиоматериалы) по творчеству народов России.

25000 руб.

Благотворительные взносы физ. лиц

 

Приобретение материалов для экологических акций «Земля - мой дом!»

10000 руб.

Привлечение внебюджетных средств

 

УМК для интегрированных курсов, по формированию гражданских компетенций.

10000 руб.

Благотворит взносы, привлечение внебюджетных средств

 

УМК по программам: «Введение в школьную жизнь», «Мой выбор», «Уверенность».

5000 руб.

Благотворит взносы, привлечение внебюджетных средств

 

Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы

Приобретение компьютерной и оргтехники.

100000 руб.

Участие в проектах, грантовых конкурсах

 

Итого:

 

220000 руб.

 

 

2011 год

 

Приобретение лабораторного оборудования

 

 

 

 

Приобретение программного и методического обеспечения

Обновить методические ресурсы школы по предметам учебного плана.

10000 руб.

Привлечение внебюджетных средств

 

УМК по предметам программы «ХХI век» для проведения общественных смотров знаний учащихся.

5000руб.

Благотворительные взносы физ. лиц, бюджет

 

УМК по программам: «Введение в школьную жизнь», «Мой выбор», «Уверенность».

5000 руб.

Благотворительные взносы физ. лиц

 

Учебники нового поколения по информатики для начальной школы

10000 руб.

Бюджет.

 

УМК по информатике для 8-9 классов

15000 руб.

Бюджет.

 

УМК, учебники «Информационные и телекоммуникационные технологии» для 10-11 классов

25000 руб.

Бюджет.

 

Модернизация материально-технической базы

Создание условий для организации работы профильного лагеря для младших школьников «Я и компьютер»

100000 руб.

Благотворит взносы, привлечение внебюджетных средств

 

Приобретение оборудования для создания ресурсного центра по гражданскому образованию(ГО) на базе школы

30000 руб.

Бюджет.

 

 

Приобретение оборудования для кабинета истории и общество знания

200000 руб.

Нац. проект

 

 

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации по теме: «Технологии внедрения ИКТ в образовательный и воспитательный процессы»

25000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации учителей, научное руководство по программе «XXI век»

15000 руб.

Нац. проект

 

 

Повышение квалификации учителей, информационная база данных по здоровье сберегающим технологиям

5000 руб.

Нац. проект

 

 

Повышение квалификации, по теме «Технология разработки и продвижению грантового проекта».

30000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации по интегрированным курсам обучения ГО.

7000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации по переходу на предпрофильное и профильное обучение.

10000 руб.

Нац. проект

 

Итого:

 

492000 руб.

 

 

2012год

 

Приобретение лабораторного оборудования

Приобретение лабораторного оборудования для кабинета химии

100000 руб.

Нац. проект

 

Приобретение программного и методического обеспечения

Приобретение для школьной медиотеки: компьютерную технику и электронные образовательные ресурсы

50000 руб.

Нац. проект

 

Обновить методические ресурсы школы для презентаций предметов учебного плана, достижений учащихся и педагогов

10000 руб.

Нац. проект

 

УМК и учебники «Информационная грамотность» для 2-11 классов

50000 руб.

Бюджет, благотворительные взносы

 

Модернизация материально-технической базы

Создание условий для организации работы профильного лагеря для младших школьников «Я и компьютер»

100000 руб.

Нац. проект

 

Ввести в практику Интернет отчёты о качестве образования учащихся

15000 руб.

Нац. проект

 

Приобретение оборудования для создания ресурсного центра по ГО на базе школы

35000 руб.

Бюджет.

 

Создание современной информационной среды

450000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Организовать обучение педагогов по дистанционному обучению.

25000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации учителей, проведение семинаров и конференций

25000 руб.

Бюджет.

 

Повышение квалификации учителей, научное руководство по программе «XXI век»

15000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации учителей, информационная база данных по здоровье сберегающим технологиям

5000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации по переходу на профильное обучение.

10000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации, проведение семинаров, конференций по теме: «Руководитель проектной деятельности, организатор и участник телекоммуникационного проекта»

100000 руб.

Нац. проект

 

Итого :

 

990000 руб.

 

 

2013 год

 

Приобретение лабораторного оборудования

Приобретение лабораторного оборудования для кабинета биологии

150000 руб.

Нац. проект

 

Приобретение программного и методического обеспечения

Приобретение для школьной медиотеки: компьютерную технику и электронные образовательные ресурсы

50000 руб.

Нац. проект

 

Начало формирования системы дистанционного обучения на базе школы

25000 руб.

Нац. проект

 

Обновить методические ресурсы школы для презентаций предметов учебного плана, достижений учащихся и педагогов

10000 руб.

Нац. проект

 

Модернизация материально-технической базы

Приобретение оборудования для создания ресурсного центра по ГО на базе школы

35000 руб.

Бюджет.

 

Создание современной информационной среды

300000 руб.

Нац. проект

 

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации по переходу на профильное обучение.

10000 руб.

Бюджет.

 

Итого:

 

580000 руб.

 

 

                 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz